Содержание
1. Учредители и организаторы Программы
2. Основные цели Программы
3. Организационная структура Программы
4. Участники Программы
5. Основное содержание Программы
6. Этапы Программы
7. Критерии и требования
8. Состав комплекта документов
9. Награждение участников Программы
10. Финансовые условия
Приложение
-
Состав Координационного совета Программы
-
Организационная структура
-
Календарный план
Программа «100 лучших товаров России
2002 год
ПОЛОЖЕНИЕ
1. Учредители и организаторы Программы
Программа “100 лучших товаров России” (далее – Программа) учреждена в 1998 году Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии, межрегиональной общественной организацией «Академия проблем качества» и редакцией журнала «Стандарты и качество».
Организаторы Программы в 2002 году:
· Госстандарт России
· Общероссийская общественная организация «Всероссийская организация качества»
2. Основные цели Программы
Программа осуществляется на постоянной основе ежегодно в рамках подготовки и проведения Всемирного дня качества, Европейской недели качества и преследует следующие основные цели:
2.1 Объединение усилий российских государственных, промышленных, коммерческих, общественных организаций и поддержка региональных инициатив, направленных на повышение качества отечественной продукции и услуг.
2.2 Содействие производству конкурентоспособной высококачественной отечественной продукции в Российской Федерации.
2.3 Создание предпосылок и содействие широкому внедрению современных методов управления и обеспечения качества продукции и услуг на основе отечественных и международных стандартов и передовых достижений в этой области.
2.4 Создание высокой репутации российских предприятий и организаций, производящих и предоставляющих качественные продукцию и услуги.
2.5 Привлечение внимания государственных, законодательных, исполнительных органов власти, промышленных структур, общественных организаций и средств массовой информации к необходимости выполнения основных требований общества: обеспечение всем гражданам достойного образа жизни, защита окружающей среды, охрана здоровья, безопасность продукции и услуг, надежность техники, сохранение энергии и естественных ресурсов.
2.6 Усиление мотивации участия предприятий в конкурсе на Премии Правительства Российской Федерации в области качества.
Координационный совет является высшим органом Программы и выполняет следующие функции:
· определяет общее направление развития и основное содержание Программы
· рассматривает и утверждает организационные документы Программы
· осуществляет общее управление Программой
· формирует и утверждает состав комиссии по подготовке решения
· рассматривает и утверждает итоговый перечень лауреатов и дипломантов текущего года в каждой номинации.
Персональный состав Координационного совета определяется совместным решением учредителей и организаторов Программы ежегодно. Члены Координационного совета работают на общественных началах.
Дирекция (при Академии проблем качества)
Дирекция Программы планирует и осуществляет:
· организационное, методическое, финансовое обеспечение Программы
· оперативное управление Программой
· взаимодействие с региональными комиссиями по качеству, участниками и партнёрами Программы
· подготовку официальных и итоговых документов Программы.
Дирекция работает на постоянной основе.
Региональные комиссии по качеству
Реализацию Программы в регионах Российской Федерации осуществляют региональные комиссии по качеству. Деятельность региональных комиссий по качеству организуется при поддержке администраций субъектов Российской Федерации по инициативе территориальных Центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ) Госстандарта России, региональных отделений Академии проблем качества и Всероссийской организации качества. В работе региональных комиссий по качеству принимают участие представители предприятий-лидеров качества, торгово-промышленных палат, гильдий и ассоциаций промышленников и предпринимателей, обществ защиты прав потребителей, творческих союзов, региональных СМИ, специалистов других компетентных организаций (по согласованию).
Исходя из целей и содержания Программы, региональные комиссии по качеству самостоятельно определяют состав, содержание мероприятий Программы на региональном уровне, организуют и осуществляют их реализацию в субъектах Российской Федерации.
Партнёры
Партнёрами Программы могут быть любые организации и предприятия, способствующие достижению общественно полезных целей и задач Программы, оказывающие организационную, методическую и финансовую поддержку в подготовке и реализации проектов, мероприятий и акций Программы на региональном и федеральном уровнях.
По взаимному соглашению, организаторы Программы оказывают партнёрам информационно-рекламную поддержку, включая размещение информации о партнёре в официальных каталогах, бюллетенях, пресс-релизах, интернет-сайте Программы.
4. Участники Программы
Участниками Программы могут быть предприятия и организации различных форм собственности, включая предприятия малого бизнеса, осуществляющие производство продукции производственно-технического назначения, промышленных товаров для населения, продовольственных товаров, изделий художественных и народных промыслов или оказывающие услуги.
5. Основное содержание Программы
5.1. Пятый всероссийский конкурс «100 лучших товаров России» (далее - Конкурс)
Конкурс является центральным мероприятием Программы и проводится в следующих номинациях:
· продовольственные товары (исключая табачные изделия)
· промышленные товары для населения
· продукция производственно-технического назначения
· изделия народных и художественных промыслов
· услуги, в том числе физкультурно-оздоровительные.
В каждой номинации определяются 100 лучших товаров или услуг.
5.2. Издание и распространение ежегодных каталогов Программы
На основании итогов Конкурса текущего года издаются каталоги «Товары» и «Услуги». В каталогах размещаются фотоматериал и справочная информация о товарах и услугах, прошедших региональный отбор и представленных региональными комиссиями по качеству на федеральный уровень, в том числе, сведения о предприятиях-изготовителях товаров и организациях, предоставляющих услуги.
5.3. К пятилетию Программы в 2002 году издаётся презентационный каталог «Регионы России. Лидеры качества».
Каталог формируется на основании решения региональных комиссий по качеству по итогам участия предприятий и организаций в Программе «100 лучших товаров России» за 1998-2002 г.г. Каталог издается в русскоязычной и англоязычной версиях. Условия размещения информации в каталоге – на договорной основе.
5.4. Издание и распространение литературы по вопросам управления качеством и обеспечения качества
Целевая просветительская акция, направленная на распространение литературы и формирование тематических библиотек по проблемам качества на предприятиях, в организациях, публичных библиотеках, учебных заведениях.
5.5. Интернет-сайт Программы (www.100best.ru)
Развитие и поддержка Интернет - сайта Программы. Размещение информационного модуля предприятия - финалиста на сайте Программы, включая англоязычную версию модуля. Дополнительно возможно размещение расширенной справочной информации о предприятии, организации, выпускаемой продукции или оказываемых услугах.
5.6 . Всероссийский конкурс плаката “Даёшь качество!”
Конкурс проводится при организационной поддержке Союза художников России и Московского союза художников. Порядок и условия проведения конкурса устанавливаются отдельным Положением
5.7 . Голографический проект
Осуществляется на добровольной основе в соответствии с Положением о логотипе Программы. Включает в себя изготовление тиража голограмм «100 лучших товаров России», официального логотипа мероприятий Всемирного дня качества в Российской Федерации «Качество. Quality» по заявке предприятий и организаций.
5.8 . Выставочное сопровождение предприятий-участников
Организация консолидированных стендов на российских и зарубежных выставках.
Выставка, посвящённая 5-летию Программы, в рамках официальных мероприятий Всемирного дня качества и Европейской недели качества в Российской Федерации (Москва, в период 11-18 ноября).
5.9 . Консультирование по внедрению современных методов управления качеством на предприятии
Осуществляется на добровольной основе территориальными центрами стандартизации и метрологии (ЦСМ) Госстандарта России, научно-методическим центром при Академии проблем качества.
5.10. Комплекс информационно-рекламных мероприятий в рамках подготовки и проведения официальных мероприятий Всемирного дня качества и Европейской недели качества в Российской Федерации
Реализуется в течение всего года на региональном и федеральном уровнях. Включает пресс-конференции, презентации, организацию публикаций в прессе и телевизионных передач, размещение информационно-рекламных роликов на телевидении, издание бюллетеня Программы.
Организаторы Программы оказывают содействие предприятиям–участникам в осуществлении различных проектов, продвижении продукции на рынке, внедрении и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами, разрабатывают и осуществляют иные мероприятия, исходя из целей и задач Программы.
6. Этапы Программы
1 этап (декабрь 2001г. - февраль 2002г.) – подготовительный
Разработка пакета документов на основе предложений региональных комиссий по качеству и предприятий-участников, утверждение Координационным советом официальных документов Программы (положение, состав Координационного совета, организационная структура, календарный план, методические материалы, др.), рассылка официальных и информационных материалов, организация информационного обеспечения и эффективного взаимодействия организаторов и участников Программы.
2 этап (март-июнь) – региональный
Региональная комиссия по качеству самостоятельно определяет и утверждает состав мероприятий по организации и проведению регионального этапа Программы, в том числе:
· информирует о Программе руководство предприятий, общественность и СМИ
· разрабатывает и проводит мероприятия и акции, способствующие пропаганде и популяризации идей качества, достижений предприятий и организаций-участников Программы по улучшению качества
· организует совместно с руководством предприятия или организации общественный смотр предприятия или организации - участника Программы (по взаимному согласию)
· осуществляет оценку качества заявленной на Конкурс продукции/услуг и определяет лучшие продукцию и услуги региона (из числа заявленных)
· представляет на федеральный уровень итоговые документы и материалы.
На федеральный уровень может быть представлено не более 50% от общего количества заявленных на региональном уровне продукции и 50% от количества заявленных на региональном уровне услуг.
Региональная комиссия по качеству представляет итоговые документы и материалы конкурса в исполнительную дирекцию Программы не позднее 30 июня текущего года.
3 этап (июль-ноябрь) – итоговый
Подведение итогов Конкурса.
Проведение на региональном и федеральном уровнях заключительных информационно - рекламных мероприятий Программы в рамках подготовки и проведения Всемирного дня качества и Европейской недели качества в России, в том числе:
· объявление итогов Конкурса и Программы в целом
· организация церемоний награждения и чествования лауреатов и дипломантов Программы
· организация и проведение выставок, пресс-конференций, др.
7. Критерии и требования
Заявленные в Программу продукция и услуги рассматриваются на соответствие следующим требованиям и критериям:
· Наличие сертификата соответствия в системе ГОСТ Р, гигиенического свидетельства (при необходимости), а также иных сертификатов, полученных в российских и зарубежных системах добровольной сертификации
· Уровень потребительских свойств продукции/услуг в сравнении с отечественными и зарубежными аналогами, представленными на потребительском рынке России
· Отсутствие/наличие экспертно подтвержденных претензий к качеству со стороны потребителей, закупающих организаций и представителей органов государственного контроля и надзора в регионе, в том числе по показателям безопасности, установленным значениям срока службы, надежности, гарантийным срокам, др.
· Стабильность высокого уровня качества заявленной продукции/услуг, степень освоения современных методов управления качеством предприятием-изготовителем или организацией, предоставляющей услуги
· Наличие положительных отзывов со стороны потребителей, закупающих организаций
· Использование региональной и российской сырьевой базы, ресурсов, комплектующих и материалов
· География продаж
· Цена в сравнении с аналогами и доступность продукции/услуг потребителю
· Эстетические свойства, дизайн, отображение российской и региональной специфики в образе товара, а также культурный уровень предоставления услуг.
Для участия в Программе необходимо подать заявку по форме и предоставить необходимый комплект документов в региональную комиссию по качеству.
8. Состав комплекта документов
Региональная комиссия по качеству самостоятельно устанавливает состав комплекта документов и материалов, предоставляемых руководством предприятия-участника Программы.
Обязательный комплект документов:
· Анкета-самооценка, заверенная руководителем предприятия;
· Копии сертификатов и свидетельств соответствующих органов (сертификат соответствия, экологический сертификат, гигиеническое свидетельство, др.) на заявленную продукцию/услуги
· Политика руководства в области качества (при наличии)
· Копии документов о прохождении сертификации производства и (или) системы качества (при наличии)
Рекомендуемый состав комплекта документов:
· Паспорт изделия и инструкция по его применению
· Описание основных потребительских свойств продукции/услуг с указанием численных значений основных параметров и показателей
· Копии протоколов испытаний заявленной продукции
· Сведения об основных поставщиках, качестве сырья, материалов и комплектующих
· Сведения о разработчиках (для сложных технических изделий и бытовой техники) и о продавцах лицензий
· Оптовые цены на заявленную продукцию/услуги
· Перечень основных оптовых покупателей
· Отзывы закупающих организаций и потребителей по качеству продукции/услуг
· Иные документы и материалы на усмотрение руководства предприятий, демонстрирующие динамику улучшения качества продукции/услуг и освоение современных методов управления и обеспечения качества на предприятии.
Региональная комиссия по качеству представляет в исполнительную дирекцию Программы:
· Протокол региональной комиссии по качеству
· Список предприятий-участников
· Матрицы экспертов (по каждой продукции/услуге в соответствии с протоколом)
· Заключение региональной комиссии по качеству (по каждой продукции/услуге в соответствии с протоколом)
вместе со следующими материалами предприятия:
· Заявка на участие в Программе
· Политика руководства в области качества (при наличии)
· Анкета-самооценка, заверенная руководителем предприятия
· Копии сертификатов и свидетельств соответствующих органов (сертификат соответствия, экологический сертификат, гигиеническое свидетельство, др.) на заявленную продукцию/услуги
· Копии документов о прохождении сертификации производства и/или системы качества (при наличии)
· Фотоматериал требуемого уровня качества и текстовой блок для ежегодного каталога Программы
· Копия платёжного поручения.
9. Награждение участников Программы
Диплом Программы
· Диплом 1-й степени - предприятиям и организациям, продукция или услуги которых решением региональной комиссии по качеству выдвинуты на федеральный уровень и вошли в список «100 лучших товаров России» в одной из номинаций.
· Диплом 2-й степени - предприятиям и организациям, продукция или услуги которых решением региональной комиссии по качеству выдвинуты на федеральный уровень и не вошли в списки «100 лучших товаров России».
Предприятия и организации, продукция или услуги которых не выдвинуты на федеральный уровень, получают свидетельство участника Программы.
Почётный Знак «За достижения в области качества»
Почётным знаком «За достижения в области качества» по представлению региональных комиссий по качеству награждаются руководители, специалисты в области качества, инженерно-технические работники, рабочие и сотрудники предприятий и организаций - участников Программы.
Количество представляемых к награждению устанавливается квотой, определяемой Координационным советом Программы.
Координационный совет Программы рассматривает и утверждает персональный список представленных к награждению.
Приз «Лидер качества»
Обладателем приза «Лидер качества» может быть любое российское предприятие или организация, которое успешно участвует в Программе не менее 3-х лет, демонстрирует высокий уровень конкурентоспособности продукции или услуг на российском и зарубежном рынках, осуществляет эффективный маркетинг.
Обязательным условием является участие претендента в официальных мероприятиях (выставке) Всемирного Дня качества в Российской Федерации текущего года.
Приз «Лидер качества» вручается на основании решения Координационного совета Программы при участии уполномоченных представителей Оргкомитета мероприятий Всемирного дня качества в Российской Федерации и Европейской организации по качеству (ЕОК).
10. Финансовые условия
Региональный уровень
Сумма регистрационного взноса при подаче заявки на участие в Программе – не более 40 у.е.
Региональная комиссия по качеству самостоятельно определяет и реализует другие финансовые взаимоотношения с предприятиями-участниками Программы, исходя из общего состава мероприятий и объёма работ регионального этапа Программы.
Федеральный уровень
Предприятие, чья продукция/услуги решением региональной комиссии по качеству выдвинута на федеральный уровень, вносит целевой взнос в размере 240 у.е. за каждую позицию строго в соответствии с итоговым протоколом региональной комиссии по качеству.
Предприятие-финалист представляет в дирекцию Программы копию платёжного поручения об уплате взноса вместе с итоговыми материалами региональной комиссии по качеству.
В случае не поступления целевого взноса информация о продукции/услуге и предприятии-финалисте в ежегодном каталоге и на сайте Программы не размещается.
Для изделий народных и художественных промыслов решением региональной комиссии по качеству две заявки могут быть выдвинуты на федеральный уровень без внесения целевого взноса.
Дирекция Программы (при Академии проблем качества) расходует целевые взносы на организационно-методическое, техническое и информационно-рекламное обеспечение Программы, издание и распространение ежегодных каталогов и других полиграфических материалов Программы, организацию и проведение мероприятий и акций Программы, развитие и осуществление проектов в рамках Программы в интересах предприятий-участников в соответствии с целями Программы.