4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА
4.1. По результатам экспертизы материалов, представленных организациями на конкурс, и обследования организаций на местах Совет подготавливает предложения по присуждению премий и представляет их Президенту Чувашской Республики, а также определяет организации, которые награждаются дипломами Совета.
4.2. Указ Президента Чувашской Республики о присуждении премий издается, как правило, к Всемирному дню качества (второй четверг ноября) и публикуется в средствах массовой информации. Премия представляет собой Диплом Президента Чувашской Республики и приз установленного образца.
4.3. Награждение победителей конкурса проходит по специальной программе в торжественной обстановке.
4.4. Премия представляет собой диплом Президента Чувашской Республики и приз установленного образца.
4.5. Организации-лауреаты могут использовать эмблему премии в рекламных целях с указанием года присуждения премии и названия организации при условии выполнения требований п. 1.2.
5. МОДЕЛЬ И КРИТЕРИИ ПРЕМИИ ПРЕЗИДЕНТА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА
Участники конкурса оцениваются в баллах по модели, включающей две группы критериев:
первая группа критериев характеризует, как организация добивается результатов в области качества, что делается для этого («возможности»);
вторая группа критериев характеризует, что достигнуто («результаты»).
Первая группа включает критерии:
* лидирующая роль руководства (критерий 1);
* политика и стратегия организации в области качества (критерий 2);
* персонал (критерий 3);
* партнерство и ресурсы (критерий 4);
* процессы, осуществляемые организацией (критерий 5).
Вторая группа включает критерии:
* удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) (критерий 6);
* удовлетворенность персонала (критерий 7);
* влияние организации на общество (критерий 8);
* результаты работы организации (критерий 9).
Модель премии приведена на рисунке 2. Цифры у каждого критерия показывают максимальное число баллов, которое может получить организация по этому критерию, и какой процент это составляет от общей суммы баллов.
МОДЕЛЬ ПРЕМИИ ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА 2003 ГОДА
(см. дополнительный файл)
СОДЕРЖАНИЕ КРИТЕРИЕВ
1. Лидирующая роль руководства
Содержание критерия
Как руководители организации определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организаций.
Составляющие критерия
Критерий охватывает следующие четыре направления деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:
1а. |
Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества |
1б.* |
Вовлечение руководителей в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации |
1в. |
Вовлечение руководителей в работу с потребителями, партнерами и представителями общества |
1г.* |
Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации |
2. Политика и стратегия организации в области качества
Содержание критерия
Как организация реализует свое предназначение и стратегию развития посредством ориентации на потребности заинтересованных сторон, разработку политики, планов, целей и процессов.
Составляющие критерия
Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация для оценки:
2а. |
Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии |
2б.* |
Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности для разработки политики и стратегии |
2в. |
Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии |
2г. |
Развертывание политики и стратегии в рамках ключевых процессов |
2д. |
Доведение до сведения персонала политики и стратегии и претворение их в жизнь |
3. Персонал
Содержание критерия
Как организация управляет персоналом, развивает и использует его знания и потенциал на индивидуальном уровне, на уровне групп и всей организации; как она планирует виды деятельности в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.
Составляющие критерия
Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:
3а. |
Планирование, управление и улучшение работы с персоналом |
3б.* |
Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала |
3в.* |
Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями |
3г. |
Общение персонала в организации |
3д.* |
Поощрение персонала и забота о нем |
4. Партнерство и ресурсы
Содержание критерия
Как организация планирует и управляет внутренними ресурсами и своими взаимоотношениями с внешними партнерами в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также в целях эффективной реализации своих процессов.
Составляющие критерия
Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:
4а. |
Внешние партнеры |
4б. |
Финансовые ресурсы |
4в. |
Инфраструктура и материальные ресурсы |
4г.* |
Технологии |
4д.* |
Информация и знания |
5. Процессы, осуществляемые организацией
Содержание критерия
Как организация проектирует, осуществляет менеджмент процессов и совершенствует их в целях претворения в жизнь своей политики и стратегии, а также полного удовлетворения и создания ценности для своих потребителей и других заинтересованных сторон.
Составляющие критерия
Критерий охватывает следующие пять направлений деятельности, по которым должна быть представлена информация:
5а. |
Систематическое проектирование и менеджмент процессов |
5б. |
Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях полного удовлетворения дополнительных требований потребителей и других заинтересованных сторон |
5в. |
Проектирование и разработка продукции (услуг) на основе ожиданий потребителей |
5г. |
Производство, поставка и последующее обслуживание продукции (услуг) |
5д.* |
Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями |
6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг)
Содержание критерия
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов внешних потребителей.
Составляющие критерия
Критерий включает следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:
6а. |
Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг |
6б. |
Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей |
7. Удовлетворенность персонала
Содержание критерия
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения своего персонала.
Составляющие критерия
Критерий включает следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:
7а. |
Показатели восприятия персоналом своей работы в организации |
7б. |
Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала |
8. Влияние организации на общество
Содержание критерия
Результаты, которых добилась организация в отношении удовлетворения интересов общества на местном, национальном и мировом уровнях.
Составляющие критерия
Критерий включает следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:
8а. |
Показатели восприятия обществом деятельности организации |
8б. |
Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества |
9. Результаты работы организации
Содержание критерия
Результаты, которых добилась организация в отношении запланированных целей в работе.
Составляющие критерия
Критерий включает в себя следующие две составляющие, по которым должна быть представлена информация:
9а. |
Финансовые показатели работы организации |
9б. |
Качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации |