7. ОЦЕНКА КОНКУРСАНТОВ ЭКСПЕРТАМИ
7.1. Оценка организации-конкурсанта проводится экспертной комиссией во главе с ведущим экспертом.
7.2. Оценка выражается суммарным количеством баллов, выставленных экспертами по критериям модели премии (1-9).
7.3. Оценка по группе критериев "возможности" проводится по трем элементам:
· совершенство подхода;
· полнота подхода;
· оценка и пересмотр подхода.
Шкалы оценки и оцениваемые характеристики по этим элементам приведены в таблице 1.
Эксперты определяют общую оценку в процентах отдельно для каждого элемента: совершенство подхода, полнота подхода, оценка и пересмотр подхода, и затем суммарную (как правило, среднюю) оценку в процентах переводят в соответствующее для каждого критерия число баллов.
При оценке совершенства подхода учитывается:
- насколько обоснованны применяемые методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию;
- насколько систематично они применяются;
- насколько они нацелены на предупреждение ошибок;
- проводится ли с определенной периодичностью анализ применяемых форм и методов;
- внедряются ли улучшения после такого анализа;
- в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы.
При оценке полноты подхода учитываются, насколько широко применяются методы и формы работы, относящиеся к определенному критерию, в том числе:
- на разных уровнях управления организаций;
- в разных подразделениях и областях деятельности;
- применительно к соответствующим процессам;
- применительно к соответствующим видам продукции и услуг.
При оценке и пересмотре подхода учитывается:
- как осуществляются регулярные измерения эффективности подхода и его развертывания;
- в какой степени определяются и изучаются примеры лучшей практики и возможностей для улучшения;
- используются ли результаты измерений и изучения для определения, ранжирования, планирования и внедрения улучшений.
7.4. Оценка по группе критериев "результаты" проводятся по значениям достигнутых показателей, т.е. достижение целей и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации.
При оценке достижения целей учитываются:
- позитивные тенденции или стабильность хороших значений показателей;
- сравнение с планировавшимися целями;
- сравнение с показателями других организаций, включая конкурентов и лучшие организации (там, где это возможно);
- доказательства того, что результаты обусловлены применяющимися подходами.
При оценке полноты охвата направлений деятельности учитываются:
- насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации;
- насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждому составляющему критерия;
- насколько представленные показатели характерны для организации.
Шкалы оценок по этим составляющим приведены в таблице 2.
Эксперты определяют общую оценку в процентах отдельно для достижения целей и для полноты охвата направлений и затем суммарную (как правило, среднюю) оценку в процентах переводят в соответствующее для каждого критерия число баллов.
7.5. Оценка организации-конкурсанта определяется путем суммирования баллов, полученных в пп. 7.3 и 7.4 для каждого критерия.
7.6. По результатам оценки эксперты заполняют оценочный лист.
Форма оценочного листа приводится в Рекомендациях по самооценке деятельности организации на соответствие критериям премии Президента Чувашской Республики в области качества 2003 года.
Сравнение с другими организациями (конкурентами или лучшими) поощряется. Слова "там, где это возможно" приведены в Руководстве потому, что такое сравнение не всегда возможно или имеет смысл. Это часто может быть отнесено, например, к финансовым показателям.
Примечание. Следует учитывать, что хорошие результаты не всегда означают положительные тенденции. Например, удержание сегмента рынка или объема продажи на постоянном уровне в период общего спада производства можно рассматривать как хороший результат. В таких случаях организация, участвующая в конкурсе, должна представить соответствующее объяснение в своих материалах, которое прояснит ситуацию для эксперта.