ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА,
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
И КАЧЕСТВО

 
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

П.Т.Тимофеев. «Развитие железнодорожного транспорта в Чувашии»

Еще до 1917 г. купцы Курбатов, Абалымов и другие ходатайствовали перед акционерным обществом Московско-Казанской железной дороги о постройке ветки от станции Шихраны до Цивильска.

В 20-х годах вновь встал вопрос о необходимости строительства железнодорожной линии Канаш—Чебоксары. Нельзя было мириться с тем, что столица республики не связана железной дорогой с крупнейшими промышленными и культурными центрами страны.

Положительно вопрос о постройке железной дороги Канаш—Чебоксары решается в конце восстановительного периода. Изыскательная партия Наркомата путей сообщения в 1927 году впервые производит изыскания. Следующие изыскания были произведены Ленинградской экспедицией в 1931 году. Окончательные, изыскания произведены Московским отделением Союзтранспроекта в 1935 году.

В короткий срок закончив изыскания, проектная организация решает основные показатели будущей магистрали. На основе их были составлены проекты, а впоследствии осуществлена и сама постройка. Линия Канаш—Чебоксары запроектирована и построена как магистральная. Для строительства дороги было создано специальное строительное управление.

При выборе направления дороги, прежде всего, учтены нужды обеспечения в перевозках северной части Республики. Этим же вызван отказ от вариантов 1927 и 1931 годов, предусматривавших проведение дороги гораздо восточнее. Новая железная дорога была призвана содействовать экономическому и культурному росту района тяготения. Город Чебоксары к началу строительства дороги имел только мелкую промышленность. Развитие крупной промышленности ставилось в прямую зависимость от постройки железной дороги.

Строительство линии Канаш—Чебоксары началось летом 1937 года. Каждый колхоз, вблизи которого проходила трасса дороги, старался внести свой вклад. Стройка вскоре становится народной. Особенно активное  участие на строительстве дороги принимает молодежь республики. Чебоксарский, Цивильский, Канашский и другие близлежащие районы выделяют потребное количество конных и пеших рабочих. Земляное полотно дороги создается при активном участии населения. Работы по сооружению линии не прекращались и в суровую зиму 1938 года. Для ускорения строительства из местных ресурсов выделяются необходимые материалы: лес, кирпич, пиломатериалы и др.

Чувашпотребсоюз открывает по всей линии для обслуживания строителей ларьки и столовые. Коллективы театров и клубов часто непосредственно на стройке дают концерты и спектакли. Регулярно обслуживают строителей кинопередвижки. На строительстве дороги Канаш — Чебоксары создается многотиражная газета «За высокие темпы», выходящая на чувашском и русском языках.

 

Первый грузовой поезд на станцию Чебоксары прибыл первого января 1939 года. В числе других грузов в столицу республики было доставлено: вагон с мебелью из Шумерли в адрес Чувашпотребсоюза, 2 вагона бумаги в адрес Чувашгосиздата и т.д. Дорога вступила во временную эксплуатацию.

 

22 января 1939 года на перрон временного вокзала станции Чебоксары прибыл первый пассажирский поезд. Для трудящихся столицы Чувашии это явилось большим праздником. Первый пассажирский поезд встречали в торжественной обстановке при большом стечении народа.

Вагоны для пассажирского поезда на период временной эксплуатации прислал коллектив Муромского узла с бригадой лучших проводников.

Строительство линии Канаш—Чебоксары явилось кузницей подготовки национальных кадров для железнодорожного транспорта. Например, в коллективе Чебоксарской дистанции пути более 88 процентов работников — чуваши. Линейные командиры: дорожные мастера и бригадиры пути в основном также чуваши. Среди них — три женщины — чувашки.

 Небольшая стоимость строительства дороги быстро окупилась. Расчетный уровень грузооборота давно перекрыт. Но главное - столица республики стала, связана со всеми крупнейшими промышленными центрами страны железной дорогой и водным транспортом. Строительство дороги обеспечило быстрый рост крупной промышленности в городе Чебоксары и экономический подъем прилегающих районов.

Вокруг железнодорожных станций начала бурно расти промышленность. В результате на месте небольших станций возникли город Шумерля и рабочие поселки Киря, Буинск, Ибреси, Вурнары, Урмары. Для удовлетворения нужд населения новых городов и рабочих поселков были построены жилые дома, школы, столовые, магазины, клубы и красные уголки.

Объем перевозок по железным дорогам Чувашии возрастал из года в год. Значительно больше стало проходить через узловую станцию Канаш поездов на Москву и Урал, на Юг и Чебоксары. Увеличивался грузооборот станций. В адрес промышленных, сельскохозяйственных и торговых организаций стало все больше прибывать грузов.

Молодая промышленность Чувашии наращивает темпы своего роста. Грузооборот железнодорожных станций Чувашии в 1940 году возрос по сравнению с довоенным 1913 годом в 9,5 раз.

Источник: П.Т.Тимофеев. «Развитие железнодорожного транспорта в Чувашии», Чебоксары, Чувашское государственное издательство, 1958 год.

Система управления контентом
428004, г.Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 64-20-40
Факс: (8352) 64-20-40
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика