ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА,
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
И КАЧЕСТВО

 
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Л.П.Чарноцкая. "Железная дорога от А до Я"

ВОКЗАЛэто место, откуда для пассажира начинается железная дорога. Здесь он покупает билет на поезд, отсюда отправляется в путь. Для железнодорожников — это место работы, предприятие с разнообразным и сложным хозяйством. Здесь они трудятся, порой круглосуточно, ведь движение поездов не прекращается и ночью. Билетные кассиры, носильщики, электрики, связисты, служащие багажного отделения, уборщики и сотрудники служб, обеспечивающих нашу безопасность, питание, отдых, если необходимо, лечение,— все они работают на вокзале. В то же время вокзал — это ворота города, его своеобразная «визитная карточка».

Вокзалы — всегда принадлежность пассажирской станции, то есть любого раздельного пункта, как. говорят железнодорожники, где останавливаются пассажирские поезда. Только на крупных станциях — это большие красивые здания, как правило, созданные по индивидуальному проекту, а на небольших полустанках — это здания поменьше. Часто их строят по типовым проектам. Но есть на железных дорогах совсем крохотные платформы, а станционные здания настолько своеобразны, что остаются в памяти надолго. Такими были вокзалы первой в России Царскосельской железной дороги в Петербурге и в Павловске, построенные по проекту академика архитектуры К.Тона.

Вокзал в Павловске был разрушен фашистами в первый год Великой Отечественной войны, но облик старинного здания запечатлен на многих картинах и открытках. Сохранились и документы, свидетельствующие о его необычной музыкальной судьбе. Для привлечения пассажиров было решено использовать замечательный Павловский парк, а в специально построенном заведении при железнодорожной станции обеспечить отдых и развлечения. Чтобы помирить население с дорогой, «приблизить людей к паровозу», решили воспользоваться музыкой. Это был самый музыкальный вокзал. Под сводами его зала звучала музыка выдающихся композиторов. «Король вальса» Иоганн Штраус и его братья Иозеф и Эдуард многие годы прожили в России, продляя контракты на концерты в Павловске. Здесь впервые прозвучала полька И. Штрауса «В Павловском лесу». Известные русские вокалисты — артисты императорских театров Савина, Давыдов, Варламов давали благотворительные концерты...

Слово «вокзал» в русском языке появилось благодаря именно этому конечному пункту первой отечественной магистрали. Подобное место для гуляний и увеселений было известно: в предместьях Лондона в XVII веке был парк для гуляний, где устраивались веселые музыкальные представления. Принадлежало это заведение Джейн Вокс, а парк называли по имени владелицы Wauxhall. Название оказалось подходящим для нового здания в Павловске. Сохранилось изображение Павловского вокзала на одной из картин, украшающих внутренний зал Витебского вокзала — другой конечной станции Царскосельской железной дороги. Само здание перестраивалось шесть раз. Последняя реконструкция произведена в 1904 году по проекту архитекторов С. Бржозовского и С. Минаша.

Строительство вокзалов составляет отдельную своеобразную страницу в истории архитектуры. В 60-е годы XIX века в России не раз организовывались конкурсы по оформлению вокзалов. В них участвовали такие известные русские архитекторы, как К. Тон, Л. Кекушев, С. Красовский, О. Мунц.

Большинство станционных зданий конца прошлого века были деревянными. Обилие деревянных резных деталей делало их особенно красивыми. Таким был старый вокзал в Иванове: с деревянными боковыми крыльями, щедро украшенный деревянной резьбой, построен в 1894 году — эту дату можно и теперь еще видеть на фасаде. Проект его был повторен с небольшими изменениями в других городах этого края.

Несколько зданий, которые обращают на себя внимание каждого проезжающего мимо пассажира, сохранилось в Подмосковье. В начале века железнодорожные здания стали возводить из красного кирпича. Такими были до первой перестройки Белорусский (Смоленский) и Казанский (Рязанский) вокзалы в Москве, вокзалы на Московском Малом кольце.

Каждая из строившихся в стране магистралей украшалась вокзальными зданиями часто с оригинальным уникальным архитектурным обликом. У всех девяти московских вокзалов своя судьба, свой архитектурный стиль, своя роль в развитии транспортных связей России.

Интересно, что среди них у двух вокзалов есть «побратимы». Ленинградский вокзал похож на Московский в Ленинграде. Так было задумано еще при проектировании дороги, соединившей Москву с северной столицей. От Ярославского вокзала берет начало самая длинная железнодорожная магистраль, которая кончается во Владивостоке. Пересекая всю страну, дорога как бы возвращается... домой. Оглянешься на привокзальной площади Владивостока и невольно вспомнишь Москву: до того похожи эти вокзалы. Как два родных брата. Старший — Ярославский, построен по проекту известного русского архитектора Ф. Шехтеля, автора многих уникальных зданий в России. Вокзал на Дальнем Востоке построен позже, в 1914 году, когда дорога пришла к берегу океана. Автор вокзала во Владивостоке архитектор Н. Кононов творчески переработал замысел Ф. Шехтеля.

Есть в России и другие вокзалы-близнецы. Тот, кто видел Казанский вокзал в Москве, легко узнает его «брата» в здании на станции Шаля. От Свердловска до Перми нет ему равных по архитектуре и красоте. Архитектор этих вокзалов один — выдающийся зодчий А. Щусев.

Многие города могут гордиться современными не только красивыми, но и удобными вокзалами. В них все предусмотрено — и просторные с кондиционными установками залы для ожидания, и расположенные в разных уровнях переходы и мостики, соединяющие залы с перронами, с багажным отделением; эскалаторы, поднимающие и опускающие пассажиров; транспортеры, подхватывающие багаж; комнаты для отдыха, почта, видеотелефон, телеграф; необходимые магазины и кафе, даже комбинат бытового обслуживания, где быстро пришьют оторвавшуюся пуговицу, отремонтируют обувь, отгладят костюм. И хорошая информация — четкие объявления по радио, схемы, табло.

В летний период на перроны Курского вокзала в Москве ежесуточно прибывает и отправляется более 160 поездов дальнего следования. Ежесуточно на Горьковском и Курском направлениях 650 пригородных электричек с интервалом 1—2 минуты увозят и доставляют более 700 тысяч пассажиров.

Отстроенные при реконструкции Павелецкого вокзала в 1987 году помещения способны принять за 1 час свыше 10 тысяч пассажиров. 60 лет назад столько пассажиров в сутки принимали все московские вокзалы.

Из сотен пассажирских станций нашей страны немного найдется таких, где имеются вокзалы, отметившие сотый юбилей. Такой вокзал есть в Черновицкой области в городе Новоселица. Вокзал видел легендарного генерала Д. М. Карбышева. В окрестностях города в 1916 году строительством оборонительных сооружений руководил В. И. Чапаев. Здесь весной 1915 года, перейдя нелегально линию фронта, побывал Джон Рид. С этого вокзала он начал путешествие по России. Результатом его знакомства со страной стала известная теперь во всем мире книга «10 дней, которые потрясли мир».

 

Источник: Л.П.Чарноцкая. Железная дорога от А до Я. Научно-популярная библиотека школьника. М.: Транспорт.

Система управления контентом
428004, г.Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 64-20-40
Факс: (8352) 64-20-40
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика