Выступление заместителя Министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса на Коллегии по вопросу Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года
Уважаемые коллеги!
Седьмого декабря на заседании Правительства Минпромэнерго будет представлена «Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года». В течение последних двух лет Правительство уже рассмотрело и одобрило стратегии и комплексы мер по развитию авиационной и автомобильной промышленности, сельхозмашиностроения, легкой промышленности, судостроения, металлургии и других отраслей. И практика показала, что реализация принимаемых решений является одним из стимулов ускорения промышленного роста тех или иных отраслей, одним из инструментов промышленной политики, доказавшим свою эффективность. Вы достаточно хорошо осведомлены об этих работах. Важно, чтобы и в случае со «Стратегией развития химической промышленности», если наш анализ окажется достаточно глубоким, а предлагаемые меры – точными, мы смогли бы достигнуть позитивного эффекта. Собственно, уточнению параметров Стратегии, синхронизации действий государства и бизнеса и посвящена настоящая Коллегия.
Не стану подробно рассказывать вам о вашей отрасли – ситуация в ней и многие детали известны вам лучше, чем нам. Позволю только несколько слов о статистике, на основе которой мы работали над Стратегией.
Прежде всего хочу заметить, что сегодня химическая промышленность крепко стоит на ногах и не нуждается в особых подпорках или радикальном вмешательстве государства. Об этом свидетельствует статистика.
В 2005 г. вклад отрасли в ВВП составил 1,6%, доля в общем объеме промышленной продукции – 10,4%. В вашей отрасли сосредоточено 4,5% основных фондов промышленности страны. Предприятия обеспечивают 4,6 % общероссийского объема валютной выручки.
На мировом рынке в целом доля российского химического комплекса немногим более 1%; но по отдельным видам достигает 15%.
Отрасль приватизирована, во многих ее подотраслях достигнута достаточно высокая степень концентрации капитала.
Например, в нефтехимической подотрасли 5 финансово-промышленных групп производят более 80% товарной продукции. Следует отметить и другую положительную тенденцию: предприятия нефтехимии становятся во многом продолжением нефте-газодобывающих компаний, таких как «Татнефть», «Сибур», «Лукойл» и др.
Отрасль инвестиционно активна. За 2001-2005 гг. в химический комплекс России вложено более 130 млрд. рублей.
Одним из характерных примеров активности инвесторов служит Нижнекамский комплекс. Вчера этот вопрос достаточно подробно обсуждался.
Безусловно, государство не может не уделять серьезного внимания химической промышленности, поскольку она является базовой, системообразующей отраслью. Спрос на ее продукцию предъявляют практически все отрасли экономики – промышленность, энергетика, строительство, сфера услуг, население и пр. В этом смысле, если хотите, этот спрос – один из индикаторов экономической привлекательности.
Проиллюстрировать потенциал спроса можно следующим сравнением. В последние годы на душу населения в России производится примерно 4,6 кг/год химической продукции, при среднемировом показателе - 29-32 кг/год. А потребление на душу населения по отдельным видам продукции меньше, чем в развитых странах, в 3 -10 раз.
Стратегия развития и направлена на устранение этого разрыва, в том числе в отношении рыночных механизмов, которые должны быть точно настроены и дополнены мерами государственной поддержки. Такая картина должна быть сигналом к проектированию новых мер.
Какова ситуация на рынках?
Рынки химической продукции, в особенности – высокотехнологичной продукции, динамично развиваются и это является одним из основных факторов перспективного развития комплекса. Сегодня можно констатировать увеличение спроса на химическую продукцию со стороны практически всех отраслей-потребителей.
На слайде представлена динамика развития основных рынков нефтехимической продукции, включая прогноз до 2015 года, демонстрирующий рост спроса, который будет заполнен либо собственной, либо импортной продукцией.
Если говорить о том, за счет чего будет формироваться и уже формируется рост спроса, то следует упомянуть принятые и реализуемые стратегии и меры по развитию отраслей-потребителей химической продукции.
Например, стимулом для развития производства шин, пластмасс, резинотехнических изделий и других химических материалов является планируемое удвоение производства автомобилей в России за счет реализации режима «промышленной сборки», который предполагает 30-ти процентную локализацию. Это без учета стоимости кузова. Если с ним, - то более 50 процентов. Есть и другие направления – инвестиционные программы естественных монополий, реализация национальных проектов, стимулирование развития сельского хозяйства. Наконец, растущий спрос на химические волокна и нити предъявляет легкая промышленность. Необходим детальный анализ с прогнозами роста.
Очевидно, что химическая отрасль имеет большой рыночный потенциал. Но есть факторы и ограничения, которые сдерживают развитие комплекса.
Остановлюсь более подробно на некоторых из этих ограничений, анализ которых использован при разработке Стратегии.
Низкая конкурентоспособность российских производителей по ряду позиций вызвана тем, что установленное на некоторых предприятиях технологическое оборудование по своим техническим характеристикам существенно уступает зарубежным аналогам. Сроки эксплуатации значительной его части составляют 20 и более лет.
В последние годы объем инвестиций в отрасли несколько увеличился, однако в 2005 г. он составил всего 47% от уровня 1991 г. Коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого. Достигнутый уровень капиталовложений не соответствует реальным потребностям химического комплекса. По оценкам специалистов, для полной модернизации химического производства требуются инвестиции в размере 3-5 млрд. долл. ежегодно.
Инфраструктурные ограничения
Анализ перспективных планов развития крупнейших компаний до 2015 года показывает, что вы ставите перед собой серьезные цели, среди которых: увеличение объемов производства крупнотоннажной химии в 2-3 раза, введение новых мощностей по производству ранее не производившихся продуктов. Однако реализация этих планов сдерживается ограничениями инфраструктурного характера: нехватка электрогенерирующих мощностей, дорожно-транспортной инфраструктуры, в том числе портов и т.д. Ряд ключевых для химического комплекса портов остался в странах Балтии и в Украине.
Высокая ресурсоемкость и сырьевые ограничения
Химическая отрасль характеризуется высокой ресурсо- и энергоемкостью.
Это также подтверждает необходимость технического перевооружения с внедрением передовых технологий и современного оборудования.
Кроме того, устойчивое развитие химической и нефтехимической промышленности невозможно без решения проблемы обеспечения предприятий отрасли углеводородным сырьем, на базе которого производится до 80% химической и нефтехимической продукции.
Ограничения поставок углеводородного сырья усугубляются слабым развитием в России нефтеперерабатывающей промышленности.
Значительная часть углеводородного сырья перерабатывается в моторные топлива и экспортируется. В России на 1 т переработанной нефти приходится 11 кг произведенного этилена. В США этот показатель составляет 28 кг, в Японии – 35 кг, в Германии – 42 кг.
Ограничения на внешних рынках
Есть ограничения против российских химических и нефтехимических компаний. Это антидемпинговые и другие дискриминационные меры в таких странах, как США, ЕС, Польша, Китай, Индия, Бразилия, Индонезия, Филиппины (всего 16 мер в 8 странах).
В связи с этим существует необходимость активно, на постоянной основе, проводить работу по пересмотру действующих дискриминационных защитных мер в отношении российских производителей со стороны стран-импортеров. Сегодня в этом направлении между собой конкурируют не столько компании, сколько государства. В этом смысле должны последовать определенные выводы.
Возрастающая конкуренция на внутреннем рынке
С одной стороны, конкуренция – не сдерживающий фактор, но смысл вы поймете. Начиная с 2000 года, объем импорта химической и нефтехимической продукции ежегодно возрастает. Позиции иностранных компаний существенно усилились на рынке пластмасс, лакокрасочных материалов, резинотехнических изделий. В 2005 году объем импорта достиг рекордного уровня в 8,5 млрд. долл., при этом не исключено, что рекорд будет побит в 2006 году – только за первое полугодие объем импорта составил 4,8 млрд. долларов.
На фоне растущего спроса на внутреннем рынке наиболее перспективные открывающиеся ниши заполняются импортными товарами. К этому надо добавить, что российские химические и нефтехимические предприятия «останавливаются» на ранних этапах технологического передела, продавая и экспортируя химические полуфабрикаты, и теряя при этом значительную добавленную стоимость. Потенциал развития, конечно, есть, но тенденция просматривается.
Таким образом, для того, чтобы эффективно использовать потенциал химической промышленности необходимо предпринять ряд мер, которые, призваны способствовать «расшиванию узких мест».
Какие инструменты есть у государства для этого?
1. Необходим комплекс мер по стимулированию модернизации и технического перевооружения производства на основе передовых технологий и оборудования. В Стратегии сформулированы конкретные предложения по совершенствованию налоговой, таможенно-тарифной, амортизационной политики и ряд других мер, направленных на интенсификацию инвестиционного процесса. По сути, меры носят общеэкономический характер в области поддержки экспорта и т.д.
2. Использование механизма Инвестиционного фонда. Государственное инвестирование в крупные проекты в части финансирования строительства объектов инфраструктуры существенно снижают издержки инвесторов. Один пример – это Нижнекамский комплекс. Это очень важный пример.
Помимо Нижнекамского Комплекса можно выделить следующие уже готовящиеся проекты:
- создание Каспийского газо-химического комплекса, с целью организации производства этилена и его производных и конверсии метана в крупнотоннажную химическую продукцию;
- развитие газо-химического комплекса в Томске со строительством ГПЗ для извлечения этана, установки производства этилена из этана и ее интегрирование с ЭП-300, нового производства полиэтилена мощностью 400 тыс. тонн в год;
- строительство производства полипропилена мощностью 300-450 тыс. тонн в год на ООО «Тобольскнефтехим»
- и другие, показанные на слайдах.
3. Следующий момент – это нормализация и стимулирование внутреннего рынка предполагает реализацию мер по созданию равных условий для российских и зарубежных производителей через таможенно-тарифное регулирование и обоснованное применение защитных мер против недобросовестных конкурентов. Мы ждем от вас здесь активности в инициировании соответствующих расследований.
4. Особое значение в современных условиях приобретают меры технического регулирования. Только вчера прошло совещание у вице-премьера Медведева, где принят ряд конкретных решений. Мы сейчас работаем над реализацией программы разработки технических регламентов, где предусмотрено создание системы норм и оценок соответствия, работающей на повышение качества и конкурентоспособности отечественной нефтехимической продукции, а также создание нетарифных барьеров для доступа низкокачественной продукции на российский рынок (этот вопрос требует отдельного рассмотрения).
5. Активизация международной деятельности по защите российских экспортеров на внешних рынках, организация процессов по отмене принятых антироссийских дискриминационных мер.
6. И государственно-частное партнерство в инновационной деятельности через механизм ведомственных целевых программ, где государство берет на себя риски финансирования НИР и НИОКР, а бизнес – ответственность за организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции. Хороший пример – инновационный проект по катализаторам для моторных топлив.
7. Поддержка малого бизнеса.
Хочу отметить, что именно в Татарстане, где мы проводим Коллегию, достаточно много примеров успешного развития малого бизнеса.
Финансовые целевые ориентиры показаны на слайде.
И завершая свое выступление, должен сказать, что в процессе подготовки с проектом Стратегии основные компании химической и нефтехимической отрасли ознакомились и он предварительно не раз обсуждался на совместных встречах и совещаниях. Сейчас эта активная фаза продолжается. В среду состоялась, 29 ноября, состоялась встреча в Туле. Вчера проводилась конференция по развитию химического комплекса. Сегодня мы обсуждаем проект Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на коллегии. Я сознательно упустил комплекс вопросов, связанных с обеспечением химического комплекса сырьем, в т.ч. нефтью, газом, для того, чтобы выделить, собственно, химию. Надеюсь, что это позволит обсудить конкретные предложения по развитию химического промышленности, чтобы вынести на Правительство эффективный комплекс мер и принять их в работу. На этом хотел бы поставить предварительную точку. Приглашаю вас к обсуждению проекта.
Спасибо за внимание!