Номер 45 (1270) "Химика" от 28 октября 1988 года был посвящен 70-летию Ленинского комсомола. Редакция обратилась к бывшему начальнику штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки с просьбой рассказать о том историческом периоде предприятия. Предалагаем вашему вниманию ознакомиться с воспоминаниями Анатолия Пантыкина.
Летом 1964 года к нам, в комсомольский штаб стройки, пришли сотрудники Чувашского краеведческого музея и попросили дать им некоторые из наших документов. «Зачем?»-помню, спросил я. «Для истории», - был ответ.
У нас, тогда еще совсем молодых, полных энергии, как-то не укладывалось в сознании, что наши будни могут стать историей. Но вот прошло время, и нам есть о чем вспомнить.
Осень 1962 года. Золотая осень. На строительной площадке химкомбината я впервые. Уже обозначились контуры первых корпусов. В картофельной ботве черпают грунт мощные ковши экскаваторов, рядом снуют самосвалы. В напористом наступлении на промплощадке чувствуется величие завтрашнего гиганта химической индустрии.
Мне довелось стать участником множества событий - и больших, и малых. Но особо запомнились первые три года работы, годы становления коллектива строителей.
Каждый день приходили новые люди. В основном это были труженики близлежащих сел республики. Со строительным делом у них мало кто был знаком. И мы учили. Когда получалось, радовались вместе со своими учениками. Бригадиров, умеющих повести за собой людей, обладающих высоким профессионализмом, в ту пору было мало. Но об одном из них я не могу не вспомнить. Борис Калагин приехал на строительство химкомбината из Кинешмы. Человек редкой душевной красоты. Мягкий, добрый, ответственный, справедливый. Подчинялись ему беспрекословно. И охотно учились мастерству. А Борис умел в новичке угадать и трудолюбие, и сообразительность, и организаторские способности. Он смело рекомендовал достойных в бригадиры.
Об одном случае из жизни бригады Бориса Калагина мне хотелось бы рассказать. Нам доверили построить канализационную насосную станцию на пойме Цивиля, без которой был бы невозможен пуск первых объектов. Строили ее методом опускного колодца. Ствол этого колодца к тому времени был уже выполнен другим участком. Нам предстояло опустить его на большую глубину в условиях непрерывно поступающей грунтовой воды, устроить днище и загерметизировать его. Опустили мы этот колодец с большим трудом, но обошлось без особых происшествий. А вот днище доставило много хлопот. Откачивая воду, нам удалось выполнить щебеночную подготовку, заизолировать днище и начать укладывать в него бетон. Мы закончили закладку бетона, но вдруг прекратилась подача электроэнергии, и насосы умолкли. Вода мощным потоком хлынула на свежеуложенный бетон и размыла его. С водной стихией мы боролись всю ночь - и победили.
В начале 1964 года меня назначили начальником штаба Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Это было самое горячее время. Прежде всего, мы почти полностью обновили состав штаба. И работать в нем стали поистине замечательные люди. Работали, не считаясь с личным временем. В состав ударного ядра входили: Евгений Шма-ров, Юрий Шапошников, Юрий Грачев, Евгения Турьева, Павел Дрибноходов, Евгения Наумова.
1964 год был для стройки тяжелым. Решался вопрос ввода трех пусковых комплексов. Не хватало рабочих. Был объявлен массовый оргнабор. И люди пошли к нам. Только по комсомольским путевкам за лето мы приняли 719 человек. В связи с притоком рабочей силы возникла острая нехватка жилья. Мы решили в срочном порядке достроить бытовые помещения ремонтно-механического завода и вселить в них комсомольцев. И уже на пятый день временное общежитие приняло 300 человек.
В дни летних каникул студенты Чувашского пединститута и Волжского филиала МЭИ решили помочь стройке. И вновь встал вопрос о предоставлении им жилья. По рекомендации обкома приняли решение - строить палаточный городок на 600 человек. Руководство строительством городка было поручено комсомольскому штабу. Мы сами были прорабами, снабженцами, бухгалтерами, нормировщиками.
Через две недели в живописной дубраве на берегу Цивиля на высоком четырнадцатиметровом флагштоке взвился алый флаг. Это означало рождение трудового студенческого городка «Сокол», названного так в честь космонавта Андрияна Николаева. В городке было все необходимое для нормальной жизни молодежи: столовая, библиотека, танцплощадка, склады, помещение для штаба городка, водопровод и другие сооружения. За два месяца жители палаточного городка выполнили только основных работ на 150 тысяч рублей и оказали огромную помощь в работах вспомогательного назначения.
На стройке было сформировано 38 комсомольско-молодежных бригад. И мы, штабисты, хорошо понимали, что без знания членами бригад того, зачем и что они строят, работать невозможно. И тут на помощь пришли опытные лекторы, в числе которых был и главный инженер химкомбината Александр Иванович Потемкин. Многие хорошо помнят передвижной домик с надписью «Комсомольский штаб стройки»: он всегда появлялся в самых горячих точках стройки.
В бурные дни строительства комплекса красителей среди комсомольско-молодежных бригад зародилось движение - работать по комсомольским нормам, значительно превышающим действующие. Комсомольская норма стала законом жизни бригад, и никакие трудности не останавливали их на пути к выполнению этих норм.
На территории «Сокола» были организованы два агитгородка: построены агитплощадки, установлены щиты «Комсомольского прожектора», щиты для фотогазет и боевых листков, газетные витрины.
На главном корпусе пускового комплекса красителей для волокна «нитрон» был установлен фанерный календарь, который ежемесячно отсчитывал, сколько дней оставалось до пуска. При штабе мы организовали корреспондентские посты трех газет: нашей многотиражки, молодежной республиканской газеты «Молодой коммунист» и «Советская Чувашия». Здесь же размещался и пост республиканского радио. Ни на один день не расставались со стройкой корреспонденты радио Валентина Иванова, Николай Скок и корреспондент «Советской Чувашии» Валерий Железное. А комитет по радиовещанию и телевидению прислал на стройку легковую машину с радиоусилительной установкой. В те памятные дни побывала у нас в гостях и агитбригада, в составе которой находился композитор Ян Френкель.
Позднее мы построили летний кинотеатр и несколько танцплощадок. Надо было видеть, с каким настроение шли люди на первую кинопремьеру!
В ту прекрасную, боевую пору поистине действенным органом на стройке стал «Комсомольский прожектор». Проводя рейды, мы ставили перед собой задачу не только выявить и устранить недостатки, но и исключить возможность их повторения.
Так начиналась большая стройка, так стартовал гигант химии на чувашской земле.