Программа на 24 часа для учителей по физике, технологии
и руководителей кружков творчества дворцов культуры школьников
"Достоинство хорошей методы состоит в том,
что она вручает каждому средство надежное и верное. Она уравнивает способности".
Р.Бекон
ВВЕДЕНИЕ
Изобретательность - способность человека находить новые, оригинальные, простые и красивые решения возникающих проблем. Изобретательности противостоит стремление использовать известные, стереотипные или дорогие, затратные решения, идущее от нежелания и неумения грамотно думать - пользоваться своим разумом и накопленным интеллектуальным капиталом человечества. Традиционно считалось, что «изобретателем надо родиться», «творить новое - это не каждому дано». Эти взгляды и до сих пор преобладают в обществе, порождая множество проблем от личных до глобальных.
Данная программа направлена на развитие изобретательности как необходимого качества для каждого человека, необходимого и более доступного для понимания учеником, родителями, педагогами чем такие понятия как "творчество", "развитие творческих способностей" и другие.
Актуальность программы обусловлена обостряющимся противоречием между требованиями к творческим способностям человека со стороны быстро изменяющейся, усложняющейся среды и отсутствием социальных институтов, развивающим способность находить разумные решения как важнейшую для человека и общества.
С 1946 года в нашей стране развивается «наука изобретать» - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ). Автор ее советский инженер и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. За прошедшие годы им самим и его учениками было доказано, что можно обучать методам творчества не только инженеров и педагогов, но и предпринимателей и детей.
В Международной Ассоциации ТРИЗ действует группа педагогов и инженеров, занимающихся проблемами обучения детей. Ими разработаны и апробированы программы курса Развития Творческого Воображения и фантазии (курс РТВ) для детского сада и начальной школы. Защищены две кандидатские и одна докторская диссертации по этому направлению.
В настоящее время работа по обучению детей и учителей начальной и средней школы ведется во многих городах России и ближнего зарубежья. Известны программы и методические разработки М.С. Гафитулина, И.Н. Мурашковски, А.А. Нестеренко, Сергея и Ольги Сычевых, Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко.
Данная программа использует те же теоретические основания, что и программы указанных авторов, но имеет отличия в целях и методике.
Цели программы – ознакомление педагогов и руководителей кружков с идеями ТРИЗ, помощь им в освоении основных базовых инструментов ТРИЗ.
Ожидаемые результаты:
- педагоги и руководители владеют понятийным аппаратом ТРИЗ;
- имеют средства для развития разумной изобретательности учащихся как способности находить эффективные, то есть простые и малозатратные решения в сложных ситуациях своей жизни и жизни окружающих.
Новизна программы
Известные автору программы ориентированы на подробное и детальное изучение отдельных элементов и средств развития мышления. Новизна данной программы состоит в том, что она ориентирована на развитие разумной изобретательности как интегрального качества личности, которое достаточно легко может быть развито и обнаружено. Это качество может проявляться в непосредственной жизни детей, в ситуациях «здесь и теперь» в классе и школе, в окружающем социуме, в том числе в отношениях «ученик - Я сам», «ученик-ученик», «ученик-родитель», «дети - взрослые» и т.п.
Опыт автора программы
Автор имеет опыт обучения и использования ТРИЗ в работе с различными категориями населения с 1987 года, в частности:
- с 1988 по 1991 год обучение учащихся 7-10 классов в кружке «Юный изобретатель» (г.Истра Московской области);
- с 1988 по 1992 год в занятиях со студентами энергомашиностроительного факультета МАИ (г.Москва);
- с 1988 по 1999 год на семинарах для педагогов (гг.Истра, Москва, Набережные Челны, Горький, Челябинск);
- с 1994 по 1998 год при консультациях администрации СШ №107 (г.Челябинск) при внедрении инновационной программы «Экология и Диалектика»;
- с 1994 по 1998 год в работе тьютора Открытого Университета Великобритании в городах Урала (Челябинск, Миасс, Курган, Магнитогорск, Нижний Тагил, Пермь);
с 1994 по 2008 год в консультациях для менеджеров различных предприятий и предпринимателей в малом и среднем бизнесе (гг.Пермь, Челябинск, Нижний Новгород, Москва, Набережные Челны и др).
Имеющиеся результаты в обучении детей
Обучение детей в кружке «Юный изобретатель» г.Истра показало, что учащиеся старших классов могут освоить методы ТРИЗ и решать инженерные задачи, находя решения, не очевидные специалистам - задачедателям и одобренные ими. Практика работы с учащимися младших классов на уроках показала, что и они могут освоить и использовать простые методы поиска нестандартных решений.
Критерии продвижения
Уровень 1:
1) выпускник умеет описать виденную им в жизни проблемную ситуацию и предлагает несколько вариантов ее разрешения;
2) выпускник умеет обоснованно выбрать наиболее «красивое», то есть эффективное в данных условиях решение;
3) выпускник знает простые методы получения решений и умеет их использовать в самостоятельной и групповой работе.
Уровень 2:
1) выпускник умеет описать свою жизнь и жизнь окружающего мира как последовательность ситуаций, в которых проявляются изобретательность и неизобретательность людей;
2) выпускник способен целенаправленно использовать алгоритмические методы поиска решений;
3) выпускник имеет зарегистрированные рационализаторские предложения, имеющие социальное значения;
Режим занятий
Режим занятий выбирается в зависимости от возможностей обучающихся.
Вариант 1. Занятия по 4-6 часов в день подряд. Продолжительность занятий: от 6 до 4 дней (1 неделя).
Вариант 2. Занятия по 3 часа в день подряд. Продолжительность 8 дней (1,5 недели).
Вариант 3. Занятия по 3 часа в день три раза в неделю. Продолжительность 3 недели.
Вариант 4. Занятия по 2 часа в день два раза в неделю. Продолжительность до 6 недель (1.5 месяца).
Наиболее предпочтительны варианты 1-3. Вариант 4 используется при невозможности других вариантов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ (24 часа)
1. Простые методы ненаправленного поиска решений (1 час).
Метод проб и ошибок - сильные и слабые стороны. Здравый смысл и психологическая инерция как помехи в поиске нестандартного решения. Мышление по аналогии - практика использования. Мышление по ассоциации - практика использования. Метод мозгового штурма. Использование сильных сторон метода в индивидуальной и коллективной работе. Практика применения методов.
2. Методы развития воображения и фантазии (1 часа).
Зачем нужно развивать воображение и фантазию. Система методов развития воображения и фантазии.
Оператор числовой оси. Оператор РВС. Использование фантаграммы и системного оператора.
Метод фокальных объектов - как тренинг настойчивости в получении осмысленного решения.
Практика применения методов.
3. Методы развития системного мышления (2 часа).
Системность и иерархичность мира. Понятия «система», «надсистема», «подсистема», «функция». Упражнения на выделение главного. Упражнения на развитие умений отыскания функции объекта.
Методы, использующие вопросы. Типы вопросов. Как научиться задавать «умные» вопросы. Как правильно отвечать на вопросы. Метод «данеток» для построения «портрета» объекта. Морфологический анализ и таблица.
Практика применения методов.
4. Теория решения изобретательских задач (16 часов)
4.1. Переход от ситуации к задаче (4 часа).
Проблемная ситуация: описание и анализ. Формулировка проблемы и противоречия, движущего развитие.
Поиск причины проблемы. Формулировка задач.
Понятие «инструмент» и «изделие». Понятие «оперативной зоны». Применение системного оператора для анализа ситуации и поиска решений.
4.2. Противоречия и их разрешение (4 часа.)
Виды противоречий и их причины. Административное, техническое и физическое противоречия.
Приемы и способы разрешения противоречий. Практика применения таблицы разрешения противоречий.
Понятие об идеальном конечном результате и его использовании.
4.3. Поиск и использование ресурсов для конструирования решения(4 часа).
Закономерности использования ресурсов. Методика использования материальных ресурсов.
Основы функционально-стоимостного анализа изделий и процессов. Методика выявления свойств материальных объектов. Методика использования свойств материальных объектов и знаний
5. Методы недирективного управления развитием творчества учащихся (4 часа)
Типичные проблемы в отношениях «учитель-ученик». Причины проблем. Откуда возникает непонимание между учителем и учащимся. Как наладить взаимопонимание. Как помогать учащемуся, не навязывая ему своей точки зрения. Как разрешать конфликты между учащимися. Как разрешать конфликты между учителем и учеником. Как взаимодействовать с родителями.
ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ УЧАЩИХСЯ
Что такое «изобретательность»? Как она проявляется в жизни?
Что такое «неизобретательность»? Как она проявляется в жизни?
Почему (мне) важно быть изобретательным? Как (мне) стать изобретательным?
Какой (какая) я? Как проявляется моя изобретательность? Когда я бываю изобретательным?
Что такое «разум» и как он проявляется у человека? Что такое «неразумный» человек? Как он проявляется в жизни? Откуда берется разум у человека? Может ли человек остаться неразумным?
Что такое «разумная изобретательность»? Бывают ли неразумные изобретатели?
Как отличить разумного изобретателя от неразумного? Как можно стать разумным изобретателем?
ЛИТЕРАТУРА
1. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ученикка. - СПб.: Речь, 2002.
2. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Месяц под звездами фантазии: Школа развития творческого воображения. - Кишинев, Лумина, 1988
3. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Изобретатель пришел на урок.- Кишинев: Лумина, 1989
5. Альтов Г. И тут появился изобретатель.- М.: Дет.лит., 2000.
6. Лимаренко А.В. Патенты природы. Настольная книга юного биолога- 350 задач.- Владивосток : Дальневосточный центр ТРИЗ-технологий, 2000
7. Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие мышления, воображения и речи дошкольников.- Ульяновск: Слово, 2003. - 240 с.
8. Рубина Н.В. Город фантазий. Курс "Развитие творческого воображения детей начальных классов средней школы"/Метод. руководство. - Петрозаводск, 1999.
9. Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй. - М.: Прогресс, 1990.
10. Чернихович Е.М. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. - Гомель: ИПП "Свит",1995