Павел Галочкин
В начале июня исполняется 80 лет со дня образования Шумерлинского завода специализированных автомобилей. Это одно из старейших предприятий не только районного центра, но и всей республики. Его биография началась с артели «Труженик», руководитель которой, Григорий Семенович Макаров, организовал и зарегистрировал в ее составе лесопильно-древошерстный завод. Официально это произошло 3 июня 1929 года. Именно с этой даты ведет отсчет трудовая биография коллектива.
Завод занимался заготовкой леса, который потом перерабатывали в пиломатериалы, древесную стружку, фанеру. Оборудование цехов состояло из небольшого количества станков и агрегатов, например, пилорама «Стелла» выпуска 1879 года. Приобрели локомобиль типа «Генрих Ланц» мощностью 185 лошадиных сил, который от линии железной дороги доставляли на двух лошадях. После его установки и пуска жители Шумерли услышали гудок промышленного предприятия, а в цехах завода и клубе поселка впервые засветились электрические лампочки. До этого рабочие трудились при керосиновых лампах.
Следует отметить, что завод тогда являлся первым промышленным предприятием Шумерли и успешно справлялся с производственными заданиями. Отрадно отметить, что по прошествии восьми десятилетий в этом смысле ничего на заводе не изменилось: он по-прежнему в числе первых, которые называют градообразующими.
С течением времени менялось название завода, менялась номенклатура выпускаемой продукции – от простых пиломатериалов до новейших специализированных автомобилей. Неизменным оставалось лишь одно – напряженный труд сотен и сотен рабочих, мастеров, инженеров, конструкторов, технологов.
В первую очередь хочу отметить, что предприятие непрерывно развивается – в части освоения новых технологий, в части обучения людей, в части развития техники. Но самое главное – это люди. Я придерживаюсь девиза, который существует десятки лет: кадры решают все. Он по-прежнему актуален. Наши успехи - это заслуга заводчан. В прошлом году мы перешагнули двухмиллиардный рубеж, то есть выпустили продукции более чем на два миллиарда. По отношению к 2007 году рост составил около 37 процентов. Можно сказать, что прошлый год был для нас очень неплохим во всех отношениях.
Что Вы имеете в виду?
Например, выпустили новый вид продукции по заказу «Рособоронэкспорта». Это такой большой модуль – полевой госпиталь на колесах. В нем воплотился труд всех: и конструкторов, и технологов, и снабженцев, и различных специалистов, и руководителей – от конструкторской разработки до отгрузки готовой продукции. Только при слаженной работе всего коллектива можно было выполнить этот большой и непростой заказ. Отправили это изделие в апреле, заказ выполнили досрочно.
Можно поподробнее о нем?
Это большой медицинский комплекс для работы в полевых условиях. Состоит из блоков – лаборатория, аптека, операционный, реанимационный, реабилитационный, перевязочный блоки – словом, все как в стационарной больнице, только на колесах. Блоки соединяются между собой с помощью унифицированных переходных тамбуров и образуют замкнутое пространство, защищенное от внешней среды. Разбить его можно в течение короткого времени. Он предназначен для одной из среднеазиатских республик бывшего Советского Союза. Мы сопровождали груз до границы, взяв на себя все заботы и с таможней, и с пограничниками. Сейчас участвуем в новом тендере и надеемся выиграть еще такие заказы.
А как широка номенклатура ваших изделий?
Наши основные заказчики – силовые ведомства, то есть Минобороны, МВД, МЧС. Завод определили к ним не каким-то волевым решением, коллектив добился этого в острой конкурентной борьбе. Мы закупаем автомобильные шасси, чаще всего производства заводов «Уралы и КАМАЗ, изготовляем контейнеры и начиняем их необходимым оборудованием. Это может быть ремонтная мастерская или кузов-контейнер специального назначения. Всего несколько десятков наименований. Они оснащаются технологическим оборудованием и системами жизнеобеспечения: освещение отопление, вентиляция. Образцы могут быть изготовлены по индивидуальному проекту с учетом требований заказчика.
Кризис повлиял на работу вашего предприятия?
Конечно, повлиял. Еще в прошлом году мы давали работу другим и в том числе чебоксарским предприятиям на условиях аутсорсинга, то есть размещали у соседей заказы на некоторые изделия. Все это вылилось в сумму 125 миллионов рублей. В этом году наши объемы резко упали, соответственно и аутсорсинг тоже. Тем не менее предприятие развивается, коллектив готов выполнять большие объемы. Мы приобрели новую технику, новое оборудование, например итальянскую заливочную машину для изготовления панелей и дополнительный стол для заливки. Планируем больше выпускать продукции гражданского назначения, а это и другое качество, другие параметры, а, соответственно, другие технологии.
Вот и давайте поговорим о ваших перспективах.
Перспектива одна – выйти из кризиса сильными, он ведь рано или поздно закончится.
Я имею в виду перспективы вашего дальнейшего развития.
Я уже сказала, что мы работаем над увеличением доли гражданской продукции. Готовим выпуск бетононасосов для строителей. Это такие стрелы высотой 37 метров на шасси. На такую высоту подается бетон. Сегодня на стройках можно увидеть лишь импортные машины, они очень дорогие. Мы используем шасси КАМАЗа, наша продукция гораздо дешевле. У нас на выходе три опытных образца. Надеемся занять свою нишу на этом рынке. Кризис на строителей, конечно, серьезно повлиял, но ведь не остановил же отрасль. Новое производство будет осуществляться на тех же производственных площадях, на том же оборудовании. Никаких серьезных дополнительных затрат не потребуется.
Второе направление – выпуск дизельгенераторов, и он уже осуществляется. Большое количество их идет для оснащения наших изделий. Также такие агрегаты чрезвычайно востребованы в отдаленных регионах страны, да и вообще там, где отсутствуют линии электропередач.
Есть и еще ряд направлений, над которыми мы работаем, они находятся в стадии проектирования. Видите, в период кризиса мы занимаемся новыми разработками, изыскиваем средства из своих собственных резервов. Когда он кончится, мы должны выйти на рынок с новым подготовленным продуктом. Приходится много учиться – и директору, и специалистам завода. Я много ездила по миру, не туристом, нет, именно с целью учебы. Была в европейских странах, в Японии. Совсем недавно вернулась из поездки во Францию и Германию.
Очень интересно. Расскажите об этом подробнее.
Ездили в составе чувашской правительственной делегации в Париж и Ганновер, посетили две международные выставки специализированной и строительной техники. В мире кризис, но, тем не менее, люди работают, развиваются. Была представлена техника из многих стран, есть на что посмотреть. Были и российские образцы, но на общем фоне выглядели слабо. Что скрывать, отстали мы от Запада. Радует то, что были представлены российские научные разработки, и они достаточно перспективны.
А практическая польза от командировки есть?
Я присматривалась к технике, которая поможет снизить себестоимость нашей продукции, уменьшить сроки изготовления. Искала подходящее сварочное оборудование, изделия, которые выгоднее покупать, а не изготовлять самим. Короче, польза от поездки очевидна.
Хотелось бы осветить социальную сторону жизни предприятия.
Пожалуйста. Начнем с зарплаты, которая в прошлом году в среднем составила 16 тысяч рублей. В заводской столовой бесплатно кормим наших рабочих, да и для всех остальных, цены невысокие. Далее. Завод выделяет своим работникам беспроцентные ссуды на приобретение бытовой техники, улучшение жилищных условий, на лечение, на учебу и т.д. Общая сумма составляет ежегодно несколько миллионов рублей.
Кроме того, любой работник может написать заявление, заключить договор и получить авансом свою трехмесячную зарплату. Благодаря этому большинство заводчан и свою квартиру отремонтировали, и бытовую технику поменяли. Нет, наверное, на заводе человека, который не воспользовался этой возможностью.
Большое внимание уделяется укреплению здоровья работников, выделяются немалые суммы на санаторно-курортное лечение. Люди доплачивают за путевку всего лишь 20 процентов. В течение четырех последних лет мы арендуем возле Сочи, в поселке Лазоревское, в пансионате «Солнечный берег», две комнаты, наши заводчане отдыхают там с июня по сентябрь включительно. Практически все желающие могут отправить своих детей в оздоровительный лагерь, заплатив лишь пять процентов от стоимости путевки.
Два раза в году, зимой и летом, проводим спартакиады, которые завершаются туристическими слетами на свежем воздухе. Очень по душе заводчанам эти мероприятия, с шашлыками, с чаями, подвижными играми. Многие приходят целыми семьями.
Не забываем и о наших ветеранах. При уходе на пенсию каждый получает в зависимости от проработанных на заводе лет солидное пособие. Не забываем их и в дальнейшем: оказываем помощь, включая материальную, например, что-то подремонтировать или обеспечить дровами. Достойно провожаем ветеранов в последний путь. На этот счет имеется специальное положение, являющееся приложением к коллективному договору.
Чтобы не завершать разговор на печальной ноте, скажу, что в последнее время на заводе происходит демографический всплеск, не успеваем справки подписывать о единовременном пособии по случаю рождения ребенка. А еще оказываем и свою материальную помощь, причем не важно, мама у нас работает или папа.
Блиц-опрос
Ваше увлечение, Ваше хобби?
На диване поваляться (улыбается). Но мое самое серьезное увлечение – внук.
Какая у вас марка автомашины?
Сузуки Лиана. Моя машина самая лучшая, потому что она моя.
Какую музыку предпочитаете?
Люблю классическую музыку, а из эстрадной – песни в исполнении Софии Ротару.
А литературные пристрастия?
Однозначно, Некрасов. Могу читать его сколько угодно, особенно перед сном.
Ваше любимое блюдо?
Морепродукты и, наверное, салат оливье. Куда без него.