СОДЕРЖАНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТА (резюме проекта) 2
1. ОТРАСЛЬ И РЫНКИ.. 2
2. ПРОДУКТ И ТЕХНОЛОГИЯ.. 3
3. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. 3
4. КОМАНДА.. 4
4. ПРОГНОЗНАЯ БИЗНЕС-МОДЕЛЬ. 4
5. ИНВЕСТИЦИИ.. 5
6. РИСКИ ПРОЕКТА.. 5
(резюме проекта)
В данном разделе в кратком виде излагаются наиболее существенные составляющие и выводы бизнес-плана.
ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК
Опишите кратко существующий рынок предполагаемого продукта или услуги, в том числе размер и ожидаемую динамику этого рынка.
Укажите основных конкурентов на рынке, их сильные и слабые стороны.
ПРОДУКТ
Предоставьте краткое описание предлагаемого продукта или услуги, его характеристик и основных отличий от аналогичных продуктов и услуг конкурентов.
Кратко опишите стадию, на которой находится исследование или разработка продукта.
КОМАНДА
Необходимо дать краткое описание существующей управленческой команды.
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ
Кратко опишите планы организации производства и реализации предлагаемых продуктов/услуг конечным потребителям.
ИНВЕСТИЦИИ
Необходимо указать объем необходимых инвестиций, а также целевое использование запрашиваемых ресурсов.
Также необходимо кратко описать дополнительные (нематериальные) формы поддержки, которые ожидаются от венчурного фонда.
1.1. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЕ РЫНКА
В текущем разделе описывается рынок предлагаемой продукции (продукта или услуги). Необходимо привести динамику существующего рынка, а также описать прогнозы профессиональных участников по перспективам роста, изменения и развития рынка (указать потенциальную емкость рынка).
1.2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА/ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1.2.1. СЕГМЕНТ, ЗАНИМАЕМЫЙ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОДУКЦИЕЙ
Необходимо дать описание предлагаемой продукции.
Необходимо описать нишу, занимаемую предлагаемой продукцией, потребность в такой продукции (оценка спроса на продукцию приводится в натуральном исчислении и денежном эквиваленте).
1.2.2. ОПИСАНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
В данном разделе необходимо предоставить развернутую характеристику потребителей предлагаемых товаров и услуг, а также указать логистику доставки продукции до потребителей.
1.2.3. КОНКУРЕНТНОЕ ОКРУЖЕНИЕ
Необходимо описать как существующих, так и перспективных конкурентов, их слабые и сильные стороны.
Кроме прямых конкурентов необходимо описать оценить перспективы изменения рассматриваемого сегмента рынка в результате развития или стагнации других сегментов.
1.3. КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРОДУКЦИИ
Необходимо описать конкурентные преимущества предлагаемых товаров/услуг.
1.4. ОПИСАНИЕ РЫНОЧНЫХ БАРЬЕРОВ
Необходимо описать существующие рыночные барьеры по выводу продукта/услуги на рынок.
2.1. ТЕХНОЛОГИЯ
В данном разделе необходимо подробно описать рассматриваемую технологию, ее преимущества и недостатки, а также указать, предполагается ли организация серийного производства или объектом продаж будет являться сама новая технология, и что будет являться объектом реализации покупателям и/или заказчикам по итогам выполнения проекта (ноу-хау, патент, др. документация; технология, технологический комплекс или его отдельные составляющие; готовые изделия, узлы и агрегаты, сервисные и иные услуги; другое). Необходимо привести данные о новизне технологии, а также ведущихся работах по созданию аналогичных и конкурирующих технологий. Если существует необходимость в сертификации продукции, указывается также данный факт.
2.2. ПРОДУКТ
2.2.1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОДУКТА/УСЛУГИ
Необходимо описать потребительские качества, которые позволят сформировать спрос на рассматриваемую продукцию, а также отличают данный продукт/услугу от конкурентной продукции (привести таблицу сравнения конкретных параметров предлагаемой новой продукции с имеющимися на рынке аналогами по совокупности технических показателей и стоимости).
2.2.2. ПОЛИТИКА МАРКЕТИНГА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРОДУКТА/УСЛУГИ
Необходимо описать ценовую и маркетинговую политику, а также предполагаемую систему распространения продукта/услуги (прямые продажи/ дистрибуторы/ ритейлеры и т.д.) и оценить возможный объем продаж. Необходимо предоставить данные о проведенных переговорах с потребителями или системными каналами по распространению продуктов (например, результаты переговоров с сетевыми ритейлерами).
2.2.3. РЫНОК СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ
Необходимо дать характеристику сырьевых и иных факторов производства, их доступность, а также описать программу снабжения производства сырьем и материалами (логистика).
3.1. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Необходимо описать результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), а также средства индивидуализации, полученные или прогнозируемые к получнию в ходе реализации проекта.
3.2. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ОФОРМЛЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Необходимо привести информацию о проведенных работах по охране прав на интеллектуальную собственность (получены патенты, лицензии, ноу-хау и т.п.).
3.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РАБОТЫ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Необходимо описать работы, которые следует осуществить в будущем, для охраны прав на интеллектуальную собственность, для поддержания ранее полученных прав , а также по совершенствованию защиты интеллектуальной собственности, и привести планируемые затраты на проведение данных работ.
В данном разделе необходимо описать сложившуюся структуру управления проектом, а также привести характеристику менеджмента организации (топ-менеджмента, основного персонала), включая резюме менеджеров проекта, а также авторов разработок, задействованных в проекте (дать оценку научно-технического потенциала команды и опыта управляющих по реализации подобных проектов). При наличии рекомендаций членов команды, представленных партнерами по реализации текущего проекта (прошлых реализованных проектов) следует приложить к бизнес-плану такие рекомендации.
Дополнительно необходимо описать запланированные мероприятия по усилению команды проекта.
4.1. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
В данном разделе следует указать последовательность и сроки проведения работ по проекту, а также уточнить, какие промежуточные результаты ожидаются по итогам каждого этапа реализации проекта. Необходимо привести планируемый график производства продукции.
4.2. ТЕХНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТА
4.2.1. Необходимо указать обоснование выбора размещения проекта (местные условия: инфраструктура и социально-экономическая среда, расположение рынков сырья и продукции) и производственной площадки (геодезические условия, соседи, др. условия), соответствие выбранной площадки производственной мощности предприятия (проекта).
4.2.2. обоснование оптимальной группы оборудования (производственное, вспомогательное, запасные части и инструменты), выбора типа оборудования и фирм-поставщиков оборудования;
4.2.3. Таможенные, налоговые и прочие сборы, а также расходы на транспортировку и монтаж оборудования.
4.3. ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
Необходимо указать потребность проекта в трудовых ресурсах (ИТР: численность и квалификация,; рабочие: численность и квалификация), а также наличие требуемой рабочей силы в регионе реализации проекта.
4.4. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Описывается влияние проекта на состояние окружающей среды (соответствие технологии проекта международным стандартам и нормативам по воздействию на окружающую среду, определение эффектов неблагоприятного воздействия на окружающую среду).
Отдельно указывается стоимость расходов, связанных с мероприятиями оп ограничению вредного воздействия на окружеющую среду, а также график реализации природоохранных мероприятий в рамках проекта.
4.5. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
В данном разделе указываются:
- смета ежегодных расходов по проекту (для каждого года реализации проекта);
- калькуляция себестоимости единицы каждого вида продукции;
- анализ безубыточности проекта (с указанием PBP);
- прогноз отчета о прибылях и убытках;
- анализ финансовой устойчивости проекта;
- прогноз денежных потоков по проекту (Cash Flow);
- интегральные показатели (NPV (с указанием размера ставки дисконтирования и обоснованием причин выбора размера ставки), IRR, PI, ROI, ROS и пр.).
Рекомендуется составить диаграмму использования инвестиционных средств, отражающую статьи затрат, суммы по каждой статье затрат и их распределение во времени (диаграмма Ганта).
5. ИНВЕСТИЦИИ
5.1. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ПРОЕКТА В ФИНАНСИРОВАНИИ
В данном разделе необходимо описать потребности проекта в стороннем финансировании. Для достижения данной цели необходимо составить таблицу (примерное содержание указано ниже) и предоставить детальное описание основных получаемых результатов:
ПОЗИЦИЯ |
ПЕРИОД 1 |
ПЕРИОД 2 |
… |
ПЕРИОД N |
EBITDA |
|
|
|
|
Финансирование (возврат затрат) на создание оборотного капитала |
|
|
|
|
= Операционный денежный поток |
|
|
|
|
- затраты капитального характера |
|
|
|
|
= потребность в финансировании |
|
|
|
|
5.2. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
В данном разделе необходимо описать ожидаемые источники финансирования, а также условия, на которых планируется осуществить их привлечение (инвестиции в капитал, заемные средства, их распределение).
5.3. ФОРМА ИНВЕСТИРОВАНИЯ
В данном разделе указывается способ инвестирования средств в проект: создание новой компании, увеличение капитала существующей, предлагаемая организационно-правовая форма проектной компании), а также предполагаемые структура капитала проектной компании и распределение долей.
В обязательном порядке следует указать предлагаемую инвестору форму выхода из проектной компании.
Опишите прогнозируемые Вами риски, связанные с реализацией проекта, а также предлагаемые Вами методы управления рисками проекта с целью снижения их влияния на результаты проекта.
Отдельно необходимо выделить группу инновационных рисков: на заключительной стадии проведения НИОКР (отказ в сертификации результата, получение непатентоспособного результата, несвоевременное патентование и т.д.), на стадии внедрения результатов НИОКР в производство (получение отрицательного результата внедрения, отсутствие результатов внедрения в установленные сроки, экологические риски и т.д.), на стадии продвижения нового продукта/услуги на рынок (отторжение рынком, более низкие объемы сбыта по сравнению с запланированными, срыв поставок сырья и материало, необходимых для производства, и т.д.).
По каждому виду риска следует выделить факторы его возникновения, а также привести планируемые к применению способы снижения данного вида риска, прогнозируемые к применению в рамках системы управления рисками проекта.