1). В широком смысле инновации – это нововведения. Причем нововведения в самых различных отраслях экономики – производстве, сфере услуг, строительстве, образовании и т.д.
2). Инновационная деятельность организации подразделяется на технологические, маркетинговые и организационные инновации.
3). Различают два типа технологических инноваций: продуктовые инновации и процессные инновации.
Продуктовые инновации – это внедрение новой продукции или существенное усовершенствование старой. Новая продукция – это продукция, основанная на новых технологиях, на результатах исследований и разработок. Важно! Продукция считается новой, даже если она уже присутствует уже на рынке, но она новая для Вашей организации. И не имеет значения, были разработаны инновационные продукты Вашей организацией или другими организациями.
Усовершенствованная продукция – это продукция, для которой улучшаются качественные характеристики. То есть – это изменение конструкции изделия, используемых материалов и компонентов, параметров и технических характеристик (например, вес изделия, диапазон применимости и т.д.).
Не относятся к продуктовым инновациям:
- эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.);
- незначительные технические или внешние изменения продукции, не оказывающие достаточно заметного влияния на конструкцию изделия, его параметры, свойства и стоимость.
Не считается инновациями и «временное» расширение номенклатуры продукции. Например, если вдруг машиностроительное предприятие, которое выпускает трактора, решит выпустить летом лопаты для дачников – как товар, пользующийся сезонным спросом.
Процессные инновации – это внедрение новых или значительно усовершенствованных технологий. Инновации такого рода основываются на использовании нового производственного оборудования или новых методов организации производственного процесса. Такие инновации нацелены, как правило, на повышение эффективности производства.
Важно! Процессные инновации должны быть новыми для Вашей организации. Ваша организация не обязательно должна первой внедрять эти процессные инновации. Не имеет также значения, разрабатывались ли процессные инновации Вашей организацией или другой организацией.
Не относятся к процессным инновациям:
- расширение производственных мощностей за счет дополнительных станков уже известной модели либо даже замена станков на более поздние модификации той же модели;
- продажа инновационной продукции, полностью произведенных и разработанных другими организациями;
- организационные или управленческие изменения.
Что понимается под технологическими инновациями для сферы услуг. Это использование нового оборудования, новых технологий при оказании услуги, улучшающие качественные характеристики услуги (например, повышение эффективности, т.е. достижение более лучшего результата, скорости оказания услуги и т.д.).
4). Маркетинговые инновации – направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продукции и услуг с целью повышения объемов продаж.
Что считать маркетинговыми инновациями? Изменения в дизайне продукта, т.е. изменения в форме и внешнем виде продукта, не влияющие на его функциональные и пользовательские характеристики (выпускали табуретки с квадратными сиденьями, а потом решили углы закруглить). Сюда также относятся изменения в упаковке таких продуктов, как продукты питания, напитки, моющие средства, для которых упаковка является определяющей для внешнего вида.
Использование новых методов продаж и презентации продукции, новых методов представления и продвижения продукции (разработка новых брендов для существующей продукции, сервисное сопровождение продукции и т.д.).
Маркетинговые инновации должны быть новыми только для Вашей организации.
5). Организационные инновации - это новые методы в ведении бизнеса, в организации рабочих мест или организации внешних связей.
Это внедрение систем управления качеством, систем обучения, нацеленных на развитие сотрудников и снижение текучести кадров, внедрение систем управления производством, реструктуризация организационной системы с целью повышения ее эффективности, новые методы интеграции с поставщиками, аутсорсинг или субконтрактные отношения в области производства и т.д.
Важно! Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации. Не имеет значения, были инновации разработаны Вашей организацией или другими организациями.